Нарушения речи у детей
Одной из основных характеристик общего развития ребенка является становление речи. При нормальном развитии ребенок имеет хорошие способности для овладения языком и речью. Речь является высшей психической функцией. Между речью и головным мозгом существует тесная связь, именно поэтому нормальное развитие речи напрямую зависит от работы головного мозга. Важными факторами для нормального развития речи являются: зрелое состояние коры головного мозга, сохранный слух и сформированный артикулярный аппарат. Кроме того, в формировании речи ребенка с самого его рождения немаловажную роль играет речевое окружение малыша.
Нарушение речи у детей является одним из наиболее частых явлений в медицинской практике. Подобные нарушения нередко встречаются и у взрослых. Причины, вызывающие речевые нарушения могут быть самыми разнообразными. Сложные аномалии развития речи могут сопровождаться нарушением артикуляции, дикции, нарушением темпа речи, маленьким активным и пассивным словарем, неправильным построением фраз и предложений, различными дефектами в произношении звуков. Кроме того, ребенок может плохо различать звуки на слух.
Причинами нарушений развития речи могут стать:
- аномалии течения беременности или родов;
- поражения органов слуха;
- нарушения функций, которые исполняет артикуляционный аппарат;
- отставание в психическом развитии;
- неблагоприятное воздействие наследственных факторов;
- неблагоприятные воздействия факторов социального характера, т.е. недостаточное речевое общение и воспитание ребёнка;
Процесс становления речи с большими затруднениями происходит у детей, отстающих в физическом развитии, ослабленных, не получающих полноценное питание или перенесших заболевания в раннем возрасте. Причиной задержки развития речи также может являться снижение слуха. При этом у ребенка может отмечаться либо полное отсутствие самостоятельной речи, либо нечеткая речь, лишь отдалено напоминающая нормальную.
На сегодняшний день не существует единой классификации нарушений развития речи. Основные нарушения развития речи у детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько групп. К первой группе относятся нарушения речи, связанные с органическими нарушениями ЦНС (афазия, алалия, дизартрия). В большинстве случаев эти заболевания вызывают либо полное отсутствие речи, либо недоразвитие речи. Ко второй группе заболеваний относятся дефекты речи, которые были вызваны функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм, сурдомутизм). Эти дефекты вызывают нарушение нормального темпа речи. При некоторых из них ребенок отказывается от общения при полном отсутствии каких-либо дефектов речевого аппарата. К третьей группе относятся речевые дефекты, которые возникают вследствие дефектов в строении артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия). Эти заболевания вызывают нарушения дикции у детей.
Работать над речевыми нарушениями необходимо в детском возрасте, пока речь ребенка развивается интенсивно. Одной из основных форм работы над исправлением дефектов речи являются логопедические занятия. Для каждого ребенка на занятиях подбирается определенный комплекс артикуляционных упражнений. Выбор комплекса зависит от расстройства, наблюдаемого у ребенка. С помощью комплекса упражнений логопед постепенно устранит нарушения звукопроизношения у ребёнка.
Программы:
Другие статьи по теме:
*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.