Нарушение чтения и письма у детей
Нарушения чтения или письма у детей, к сожалению, встречаются довольно часто. Причем дети с подобными проблемами зачастую не получают своевременную помощь, так как многие родители и учителя попросту не осведомлены о существовании заболеваний и состояний, вызывающих отклонения чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, которое проявляется в повторяющихся, стойких ошибках при чтении. Появление этих ошибок обусловлено не сформированностью тех высших психических фнкций, которые непосредственно участвуют в процессе письма. Важно также отметить, что сами ошибки при дислексии также носят специфический характер. Родителям и педагогам важно помнить, что ошибки при чтении может быть вызвано не только дислексией, так что их присутствие само по себе не является определяющим фактором этого нарушения. Речь о нарушении чтения идет только в том случае, когда ошибки обусловлены недостаточным развитием высших психических функций.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма. Данное нарушение проявляется в повторяющихся, стойких ошибках при письме, обусловленных недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Кроме частичного нарушения письма, в медицине встречается и полная неспособность письма, называемая аграфией. Кроме того, в медицинской практике встречаются специфические нарушения письма, обозначаемые термином «дизорфография». В отечественной медицине дисграфия и дизорфография противопоставляются. Стоит отметить, что дисграфия в большей степени связана с различными нарушениями реализации фонетических принципов, а для дизорфографии характерны нарушения использования морфологических и традиционных принципов написания.
Стоит отметить, что расстройства письма и чтения имеют в основе сходные механизмы. И для дислексии и для дисграфии характерны наследственные факторы, создающие неблагоприятный фон, который предрасполагает к возникновению нарушений. Кроме того, у дисграфии идислексии могут быть биологические, органические, функциональные и социальные причины.
Нарушения письма и чтения у детей могут быть вызваны органическим повреждением тех корковых зон головного мозга, которые непосредственно участвуют в процессе письма или чтения. Кроме того, нарушения могут вызываться запозданием созревания этих отделов мозга или нарушением их функционирования. Расстройства письма и чтения также могут стать следствием длительных соматических заболеваний в ранний период их развития. Кроме того, причиной расстройств могут стать неблагоприятные внешние факторы. К таким факторам можно отнести недостаточность речевых контактов или полное их отсутствие, двуязычие, недостаточное внимание в семье к развитию речи малыша, неправильна речь окружающих ребенка людей, неблагоприятная обстановка в семье и т.д.
Стоит отметить, что и дислексия, и дисграфия характерны для детей различных аномальных категорий. Сюда относятся малыши с задержкой психического развития, умственно отсталые дети, дети с минимальной мозговой дисфункцией, с нарушениями слуха или зрения, а также дети, страдающе детским церебральным параличом. В некоторых слчаях дислексия и дисграфия могут являться одной из форм парциальной задержки психического развития.
Подводя итоги, стоит отметить, что в большинстве случаев нарушение чтения или письма у детей проявляется в структуре сложных речевых и нервнопсихических расстройств. Подобные состояния требуют тщательного наблюдения у врача, своевременного и правильного лечения. В таких случаях возможно улучшение клинической картины.
Программы:
Другие статьи по теме:
*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.