Аутизм у детей
Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к числу наиболее распространенных нарушений психики и поведения детского возраста: согласно данным ВОЗ, ими страдает более 20% детей и подростков. В действительности количество особенных детей гораздо больше, поскольку стертые формы заболевания, деформирующие личность и представляющие серьезную социальную и психолого-педагогическую проблему, остаются неучтенными официальной статистикой.
Современные коррекционные программы позволяют добиться значительного улучшения качества жизни пациентов, страдающих РАС, и обеспечить более высокий уровень их социальной адаптации. Полностью вылечить аутизм невозможно, но иногда его некоторые проявления могут ослабевать или исчезать с возрастом. В тяжелых случаях заболевание неизбежно приводит к инвалидизации, поэтому такие пациенты нуждаются в пожизненном уходе и социальной поддержке.
Содержание
2. Какие существуют виды аутизма
3. Как проявляется аутизм у детейV
3.1. Расстройства социального взаимодействия и общенияV
3.2. Однообразное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения
3.3. Известные люди с аутизмом
4. Как диагностировать аутизм у ребенка и какому специалисту обратиться
5. Способы лечения аутизма и его прогнозы
5.1. Лекарственная терапия аутизма
6.1. Как поддерживать социальную адаптацию ребенка с аутизмом
6.2. Как помочь аутисту в школе
6.3. Какой подход к воспитанию и обучению особенного ребенка является наиболее эффективным
Что такое детский аутизм
Под термином «расстройства аутистического спектра» понимается разнородная группа нарушений нейропсихического развития, связанная с аномальным развитием головного мозга. Все патологические состояния, которые включены в нее, имеют различное происхождение и сходные симптомы.
Основным определяющим признаком РАС является триада проявлений: отклонения в социальном взаимодействии, нарушения общения, стереотипные формы поведения. Степень их выраженности значительно варьируется. Для установления диагноза «ранний детский аутизм» необходимо появление этих проблем в первые три года жизни, однако само расстройство обнаруживается во всех возрастных группах.
Откуда берется РАС
Достоверно причины заболевания до сих пор неизвестны, однако предполагается, что патология имеет многофакторное происхождение. Основная роль в возникновении РАС принадлежит сочетанию средовых и генетических факторов.
Спонтанные и наследственные генетические поломки.
На сегодняшний день обнаружено более 100 генов, ассоциированных с расстройствами аутистического спектра. На значимую роль наследственности указывает высокая вероятность рождения особенных детей с РАС в семьях, где уже имеется ребенок с данной патологией.
Кроме того, риск появления ребенка, страдающего аутизмом, прямо пропорционально увеличивается с возрастом родителей. Это связано с повышением количества мутаций при образовании спермы у мужчин старшего возраста.
Генетическими синдромами с вероятной клинической картиной РАС являются: синдром Мартина-Белл (хрупкая Х-хромосома), туберозный склероз, фенилкетонурия, синдром Прадера-Вилли, синдром Дауна, синдром Фелан-МакДермид и другие.
Факторы внешней среды.
Они могут оказывать негативное влияние на внутриутробное развитие мозга или нарушать функционирование генов у лиц с наследственной предрасположенностью к РАС. Выявлена взаимосвязь между развитием аутизма и следующими перинатальными проблемами:
- внутриутробные инфекции;
- травматичные роды;
- недоношенность плода;
- избыточный вес и гестационный диабет у матери;
- прием женщиной лекарств на основе вальпроевой кислоты во время беременности;
- употребление беременной женщиной наркотиков, алкоголя, никотина и т.д.
Особенные дети могут родиться в любой семье, независимо от финансового благополучия, социального статуса и уровня образования. РАС не развивается из-за небрежного или холодного отношения к ребенку. Аутизм — это биологическое расстройство, в его появлении нет вины родителей, родственников и тем более самого ребенка.
Аутизм и прививки
Современные научные исследования убедительно подтверждают отсутствие причинно-следственной взаимосвязи между развитием РАС и вакциной от краснухи, кори и паротита (MMR). Статья, написанная коллективом предвзятых авторов в начале 1990-х годов о якобы существующей ассоциации MMR и аутизма, была отозвана и признана мошеннической.
Другие детские прививки также не повышают риск аутизма. Многолетние исследования в отношении консерванта тиомерсала и адъювантов алюминия, содержащихся в некоторых инактивированных вакцинах, достоверно доказывают безопасность этих компонентов.
Какие существуют виды аутизма
Согласно МКБ10, к расстройствам аутистического спектра относятся:
- детский аутизм (синдром Каннера);
- атипичный аутизм;
- синдром Ретта;
- гиперактивное расстройство, сочетающееся со стереотипными движениями и умственной отсталостью;
- синдром Аспергера;
- другие общие расстройства развития;
- общее расстройство развития, неуточненное.
В МКБ 11го пересмотра РАС шифруется кодом 06 («Расстройства психические, поведенческие и нейроразвития») и включает единую подгруппу (6A02 «Расстройство аутистического спектра»). Все вышеперечисленные диагнозы в новой классификации отсутствуют.
Как проявляется аутизм у детей
Все пациенты с РАС будут иметь общую триаду проявлений, выраженных в различной степени:
- Нарушения социального взаимодействия (выражаются в том, как ребенок общается).
- Проблемы коммуникации (проявляются в том, как ребенок разговаривает, использует жесты и мимику).
- Отклонения в поведении (выражаются в необычности, ограниченности и стереотипности интересов и деятельности).
Наряду с основными признаками, для аутизма также свойственны другие особенности, которые не входят в число диагностических критериев, но важны для понимания прогноза заболевания и построения коррекционной программы. Такими отклонениями являются:
- нарушенная моторика;
- чрезмерная чувствительность к звукам, запахам, прикосновениям, миганию лампочек;
- особенности восприятия;
- аутоагрессия (нанесение вреда самому себе);
- отсутствие чувства опасности;
- проблемы со сном;
- избирательность в еде;
- дисфункция пищеварительного тракта (запоры, диарея).
Расстройства социального взаимодействия и общения
К основным симптомам этой группы у маленьких детей относятся: избегание контакта «глаза в глаза», нехватка мимики и жестов для выражения эмоций, незаинтересованность в общении с родными, сверстниками и другими людьми. Особенный ребенок может не реагировать на свое имя и обращенные слова, игнорирует предметы, которыми пытается заинтересовать его взрослый, и даже расстраивается, когда мама или папа пытаются включиться в его игру и поддерживать ее.
Аутист активно сопротивляется объятиям и поцелуям, не позволяет брать себя на руки, не улыбается в ответ на улыбку. Контакт с матерью бывает различным: часто встречается индифферентное поведение, когда ребенок не обращает внимание на присутствие или отсутствие мамы. Возможна негативистическая форма, при которой ребенок враждебно относится к матери и активно прогонят ее. Существует также симбиотическая форма взаимодействия: ребенок не хочет оставаться без мамы, тревожится в ее отсутствие, однако никогда не бывает с ней ласковым.
Часто у пациентов, страдающих расстройствами аутистического спектра, отмечается необычное поведение в социальных ситуациях, к примеру, игнорирование телесных границ, отсутствие смущения или чрезмерная тревожность при контактах с незнакомыми людьми, стандартные сценарии общения.
Нарушения коммуникации в младшем возрасте выражаются по-разному. У многих детей с РАС отмечается задержка речевого развития и отсутствие жестикуляции. Чтобы выразить свои желания, они могут использовать руку взрослого в качестве инструмента или подводить его к предметам, с которыми нужно что-то сделать.
Бывает и так, что аутисты рано начинают говорить и запоминают много слов, но применяют их не для общения, а для развлечения. Ребенок при этом не поддерживает беседу, не задает вопросов, начинает говорить на тему, интересную только ему. Аутист может цитировать фразы из любимых книг, сериалов или мультфильмов, игнорируя их вопросы. Часто встречается такой симптом, как эхолалия — немедленное или отстроченное повторение чужой речи. Эхолалии используются в качестве ответов («хочешь сок?» — «хочешь сок») или выражают потребность ребенка в коммуникации.
Расстройства коммуникации у более старших детей также многообразны. Их выраженность определяется степенью сопутствующих нарушений интеллекта и качеством лечебно-коррекционных занятий, оказанных в детстве. У части пациентов с РАС сохраняются выраженная задержка речи или ее полное отсутствие, избегание контактов с окружающими, неспособность к совместной деятельности. Другие дети, напротив, имеют высокую социальную заинтересованность, однако затрудняются создавать длительные дружеские отношения и подстраиваться под общепринятые нормы поведения.
Частой проблемой повзрослевших детей-аутистов является сниженная способность к построению «модели психического состояния» человека. Им сложно делать выводы о том, что знают, думают или чувствуют другие люди. Это во многом определяет особенности поведения: наивность, непонимание сарказма и шуток, трудности поддержания беседы и понимания негласных правил, однообразие социальных инициатив.
У большинства пациентов с расстройствами аутистического спектра сохраняются проблемы с невербальной коммуникацией в виде нестойкого или чрезмерного глазного контакта, отсутствия или избытка жестикуляции.
Однообразное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения
Еще одна группа симптомов, обязательных для постановки диагноза — ограниченность, своеобразие и стереотипность поведения, интересов, игр. Ребенок с РАС использует игрушки необычным образом: выстраивает их в ряд, разбрасывает, постукивает, облизывает. У него нет стремления понять, как использовать предмет, поскольку аутист проявляет интерес к внешним признакам предмета: форме, цвету, звуку, им издаваемому. Частные характеристики вещей преобладают над функцией вещей, их предназначением.
Уже в раннем возрасте часто появляются странные увлечения, к примеру, интересы к узким темам: буквам, цифрам, названиям и отдельным свойствам вещей. Ребенок может часами разглядывать лопасти вентилятора или обогреватель, игнорируя при этом игрушки.
Стереотипность поведения выражается в различных действиях. У одних детей с РАС присутствуют повторяющиеся взмахи руками, бег по дому по одному маршруту, раскачивание всем телом, определенные ритуалы, повторяющиеся слова и фразы. У других малышей отмечается настойчивое стремление к упорядочиванию вещей, систематизации, постоянству.
С течением времени повторяющиеся поведение и интересы могут претерпевать значительные изменения, как по содержанию, так и по степени выраженности.
Известные люди с аутизмом
История показывает, что многие великие люди, у которых в современное время бы диагностировали аутизм, сделали огромный вклад в мировую науку и искусство. Специалисты находят аутистические черты в поведении Чарльза Дарвина, Вольфганга Амадея Моцарта, Альберта Эйнштейна, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Ганса Христиана Андерсена, Марии Кюри и многих других исторических личностей.
Как диагностировать аутизм у ребенка и к какому специалисту обратиться
Первичный скрининг на раннее выявление риска РАС может выполняться участковым педиатром в рамках консультативного приема или профилактического осмотра. Если врач при осмотре ребенка заметит хотя бы один из «красных флагов» аутизма (определенные поведенческие особенности), он может провести дополнительное анкетирование родителей при помощи опросника M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers). Он предназначен для малышей от 16 до 30 месяцев и содержит 20 вопросов, на которые необходимо дать ответ «да» или «нет». Полученные баллы суммируются, после чего анализируются педиатром.
Чем раньше врач обратит внимание на особенности развития маленького пациента, тем скорее он будет направлен к профильному специалисту — психиатру. Крайне важно своевременно выявить заболевание и начать оказывать помощь, поскольку от этого напрямую зависит успешность социальной адаптации.
Психиатр подтверждает или опровергает диагноз «РАС» на основании осмотра ребенка, наблюдения за его поведением и анализа истории развития. В большинстве случаев нет необходимости в проведении дополнительных методов обследования, госпитализации или длительного наблюдения за пациентом. Чтобы диагностировать расстройство аутистического спектра, бывает достаточно одной или двух консультативных встреч.
В сомнительных ситуациях специалист назначает проведение дополнительных обследований, таких как аудиограмма (с целью исключения нарушений слуха), электроэнцефалография (при подозрении на эпилепсию), магнитно-резонансная томография и т.д. Иногда могут потребоваться консультации других врачей: генетика, невролога, офтальмолога, гастроэнтеролога.
В Клиническом Институте Мозга имеется обширный штат опытных специалистов: неврологов, психиатров, эндокринологов, реабилитологов. Многие врачи имеют высшую квалификационную категорию, степень доктора или кандидата медицинских наук. В своей работе мы придерживаемся современных клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины, не назначая лишних исследований.
Способы лечения аутизма и его прогнозы
Терапия РАС — сложный и длительный процесс, требующий максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту. Ее целями являются:
- Поддержание нормального речевого и интеллектуального развития ребенка, выработка социальных навыков, обучение социальной коммуникации.
- Снижение выраженности проявлений аутизма, которые мешают адаптации. К ним относятся: стереотипная деятельность, узость интересов, приверженность к привычкам и неизменному порядку и т.д. Следует подчеркнуть, что корректировать нужно только то поведение, которое действительно мешает развиваться. Запрет на поведение, в котором ребенок находит утешение, может сделать его по-настоящему несчастным.
- Уменьшение выраженности симптомов, не связанных с РАС, которые отрицательно сказываются на качестве жизни пациента: двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, импульсивность, нарушение сна, соматические проблемы.
- Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Очень часто родители, столкнувшиеся с таким диагнозом, испытывают стресс, неуверенность и тревогу, поэтому им также требуется психологическое сопровождение.
Комплексное выполнение этих четырех задач представляет собой полноценную терапию РАС у ребенка.
Основные методы лечения заболевания имеют немедикаментозный характер и представляют собой образовательные, психологические и поведенческие вмешательства. Доказано, что максимально ранее начало обучения и участие в этом процессе всех членов семьи приводят к заметным улучшениям в развитии и социализации большинства детей-аутистов.
Наибольшую эффективность имеют методики, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП). Это процесс систематического, регулярного и последовательного обучения с использованием подсказок, поощрением желательного поведения, а также уменьшением уровня опасного или сложного поведения. На основе ПАП были созданы различные подходы, представляющие собой готовые программы помощи маленьким пациентам:
- PRT (Pivotal Response Treatment), или терапия ключевых реакций и навыков;
- Денверская модель раннего вмешательства;
- альтернативная коммуникация.
Результативность этих методик подтверждена огромным количеством научных исследований и клинических испытаний, в которых было доказано их положительное влияние на умения и поведение детей с РАС.
К сожалению, широкое распространение получили способы лечения аутизма, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти бессмысленные и даже опасные вмешательства назначаются вместо рекомендованных, проверенных подходов к терапии. К ним относятся:
- остеопатия;
- иглоукалывание;
- арт-терапия;
- занятия с животными;
- метод Томатис и БАК (биоакустическая коррекция);
- микрополяризация головного мозга;
- методика биологической обратной связи;
- мозжечковая стимуляция;
- гипербарическая оксигенация;
- прием витаминов и БАДов;
- безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диеты;
- хелирование и т.д.
Такие процедуры наносят вред здоровью, а также отнимают ценные ресурсы, которые могут быть направлены на действительно эффективные способы лечения.
В Клиническом Институте Мозга проводятся лечебно-коррекционные занятия с логопедами-афазиологами, психологами, нейропсихологами, реабилитологами. Мы уделяем внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить максимально комфортный и продуктивный процесс обучения.
Лекарственная терапия аутизма
При наличии показаний специалисты назначают препараты, действие которых направлено на уменьшение выраженности поведенческих проблем, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, коррекцию неврологических нарушений.
Однако важно понимать, что фармакотерапия лишь устраняет проблемы, сопутствующие РАС, а не лечит сам аутизм. В настоящее время нет лекарств, способных повлиять на ключевые проявления заболевания (расстройства коммуникации и социального взаимодействия, стереотипная деятельность). Также не существует препаратов, которые могли бы помочь более быстрому освоению тех или иных навыков.
Прогноз заболевания
Прогноз зависит от вида РАС, степени выраженности симптоматики и сопутствующих нарушений. В большинстве случаев при запоздалом установлении диагноза и отсутствии полноценной терапии формируется глубокая инвалидность. Кроме того, имеются данные о возрастном ухудшении навыков самообслуживания и коммуникации.
Если заболевание было выявлено в возрасте 2-4 лет, своевременно начата индивидуально подобранная лечебно-коррекционная работа, то вероятность того, что ребенок нормально адаптируется в обществе, будет высокой. Такие дети могут обучаться в школах и ВУЗах, работать.
Советы родителям
Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Большинство родителей испытывают огромный стресс из-за проблемного поведения и необходимости постоянного контроля. Крайне важно не «зацикливаться» на своем ребенке, не избегать походов в гости или путешествий, поскольку малыш с РАС нуждается в активном введении в общество.
Кроме того, необходимо запастить терпением и ставить реальные задачи. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок-аутист пошел в обычную школу, но придерживаться следует тех целей, которых можно достичь в ближайшем будущем. Если от ребенка требуется, чтобы он самостоятельно ел или ходил на горшок — занимайтесь именно этим
Лечебно-коррекционная работа с аутистами требует огромных эмоциональных затрат и всегда носит долгосрочный характер. Часто родители, надеясь на быстрый положительный результат и не получая его, разочаровываются, теряют надежду, «опускают руки». Данные рекомендации помогут мамам и папам немного лучше понять и принять своих детей такими, какие они есть.
Как поддерживать социальную адаптацию ребенка с аутизмом
Семья представляет собой первую и основную среду, где ребенок с РАС начинает свой путь социальной адаптации. Поэтому близкие родственники должны создать дома безопасную и поддерживающую среду, где можно практиковать коммуникативные навыки и обучаться правилам поведения в обществе. Чтобы помочь аутисту стать более самостоятельным, необходимо:
- Составить ежедневный распорядок дня и строго придерживаться его. Приемы пищи, отход ко сну, прогулки должны быть в одно и тоже время. Для запланированных мероприятий (поход в магазин, поездка к бабушке) также необходимо составлять график. Разработка расписания позволяет ребенку чувствовать больше контроля над окружающей средой.
- Повесить список с правилами поведения на видном месте. Они делают жизнь аутиста более предсказуемой, а также помогают понять, что можно делать, а чего нельзя в той или иной обстановке (в доме, на улице, в общественных местах).
- Придерживаться единой системы коммуникации. Некоторые дети с РАС общаются при помощи языка жестов, системы PECS (альтернативная коммуникация при помощи карточек), планшета и т.д. Важно, чтобы все члены семьи понимали и принимали необходимость этого действия, тогда найти общий зык с аутистом будет намного проще.
- Исключить неограниченный доступ к поощрениям. Если у ребенка будет свободный доступ к любимому печенью или мультфильмам, у него не будет стимула работать ради чего-то.
- Предотвращать побеги. Можно развесить на дверях подсказки с правилом «остановись и спроси». Напоминайте ребенку о запрете выходить из дома одному, когда он приблизится к двери. Можно на ночь закрывать правила поведения на улице.
- Создать доску для выбора. Если ребенок сможет решить сам, выпить ему сок или воду, съесть яблоко или грушу, это уменьшит нежелательное поведение. Чтобы помочь сделать выбор, нужно оформить визуальную доску и расположить на ней карточки с любимыми продуктами, занятиями, игрушками.
Как помочь аутисту в школе
Переход от домашней жизни к школьной является серьезным испытанием для ребенка с РАС. Новая среда, люди, изменения привычного распорядка могут вызвать стресс и тревогу, поэтому для успешной адаптации к образовательному учреждению требуются правильная подготовка и поддержка. Будет полезным заранее посетить здание будущей школы, познакомить ребенка с учителями и классом, показать ему схемы, фильмы, фотографии и другие визуальные материалы о школе.
Ключевое значение имеет коммуникация с преподавателями и другими сотрудниками школы. Их необходимо информировать обо всех специфических особенностях и предпочтениях ребенка, чтобы подход к обучению был максимально индивидуализирован. К примеру, если ребенок чувствителен к определенным текстурам, цветам или звукам, знание об этом поможет педагогам адаптировать учебные материалы и условия обучения.
Важным аспектом адаптации является включение в групповые активности и социализацию. Поощрение взаимодействия с одноклассниками через игры может способствовать развитию коммуникативных навыков и дружбы. Присутствие ассистента или специализированного педагога является ценным ресурсом для поддержки ребенка в классе и обеспечения индивидуального внимания.
Крайне ценна родительская поддержка после школы. Обсуждение прошедшего дня, проявление интереса к школьной жизни, поощрение достижений ребенка укрепляют его уверенность и мотивацию. Размеренная домашняя обстановка и доступ к образовательным ресурсам также стимулируют обучение.
Составление структурированного расписания и визуальных напоминаний помогают ребенку ориентироваться в школьной среде, снижают уровень тревоги. Если изменение в графике неизбежно, следует подготовить к нему ребенка заранее.
Какой подход к воспитанию и обучению особенного ребенка является наиболее эффективным
Каждый ребенок с РАС уникален. Невозможно предложить родителям универсальную "программу", поэтому лучший способ работы с аутистом — это наблюдение. Замечая каждое действие, звук или жест ребенка, облекая в слова увиденное, мать и отец помогают ему понять, что слова напрямую связаны с поступками. Все эти действия помогают обогатить внутренний мир аутиста, подталкивают его к тому, что с помощью речи можно выразить эмоции, чувства, мысли и даже взаимодействовать с другими людьми.
Не стыдитесь своего ребенка, примите таким, какой он есть — с неразборчивой речью, вычурными движениями. В процессе обучения не ждите быстрого результата, вообще его не ожидайте. Учитесь радоваться даже небольшим успехам и запаситесь терпением на годы. Не вините себя, глядя на особенного ребенка, в его особенности нет ничьей вины. И помните, что выход можно найти даже из самой трудной ситуации. Это зависит только от вас.
Список литературы
- Клинические рекомендации: «расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация». Общественная организация «Российское общество психиатров», 2020 г.
- Taylor L. E., Swerdfeger A. L., Eslick G. D. Vaccines are not associated with autism: an evidence-based meta-analysis of case-control and cohort studies //Vaccine. – 2014. – Т.32. – №. 29. – С. 3623-3629.
- Б.В. Воронков. Детская и подростковая психиатрия — СПб.: Наука и Техника, 2009. — 240 с.
- Семянникова А. А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №32.
- Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей. Составитель: Елисей Осин. Москва. Фонд «Выход», 2019. — 36с.
- Рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра: Пособие для родителей / составитель: А.А. Пальчик. - Иркутск: Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2018-34 с.
Программы:
Другие статьи по теме:
- Нарушения речи у детей
- Нарушение чтения и письма у детей
- Нарушение счета у детей
- Нарушение памяти в детском возрасте
- Неадекватное поведение ребенка
*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.